Страничка логопеда


2017 - 2018 учебный год

​«Дифференциация звуков Г-К, Г’-К’», коррекционно-развивающее занятие для учащихся 3 класса, учитель-логопед Ю.В.Морозова

​«Дифференциация фонем [б - п] в словах», логопедическое занятие по коррекции акустической дисграфии, для учащихся 4 класса, учитель-логопед Ю.В.Морозова​

​​«Особенности логопедической работы при устранении межзубного сигматизма», Советы логопеда для родителей, учитель-логопед Ю.В.Морозова

​План работы учителя -логопеда Морозовой Ю.В. на 2017-2018 учебный год

​"Однокоренные слова" конспект индивидуального занятия с учащимся 5 а класса, учитель-логопед Т.И.Ломжина

​План по самообразованию на 2017-2020 гг.,учителя-логопеда Т.И.Ломжиной

​План работы учителя - логопеда Т.И.Ломжиной на 2017-2018гг.

​Расписание занятий учителя - логопеда Т.И.Ломжиной на 2017-2018 уч.год.

2016 - 2017 учебный год

​Анализ работы логопеда И.Г.Ковалдиной за 2016-2017 учебный год

Годовой план работы кабинета логопедии на 2016 – 2017 учебный год

​Годовая циклограмма профессиональной деятельности учителя-логопеда И. Г. Ковалдиной на 2016 -2017 учебный год

​Взаимодействие логопеда с учителями, воспитателями, педагогом - психологом​

​"Фразеологизмы", логопедическое занятие для учащихся 5 класса, учитель-логопед И.Г.Ковалдина

​"Фразеологизмы", презентация к логопедическому занятию для учащихся 5 класса, учитель-логопед И.Г.Ковалдина

​"Антонимы. Подбор антонимов к тексту​", фронтальное занятие по логопедии для учащихся 6 класса, учитель-логопед И.Г. Ковалдина

​"Антонимы. Подбор антонимов к тексту", презентация к фронтальному занятию по логопедии для учащихся 6 класса, учитель-логопед И.Г. Ковалдина​

​Специальный комплекс упражнений для формирования правильного произношения свистящих звуков​, учитель-логопед И.Г. Ковалдина​

​Анализ работы логопеда И.Г.Ковалдиной за 2015-2016 учебный год


2015 - 2016 учебный год

План работы учителя-логопеда И.Г. Ковалдиной на 2015-2016 учебный год

План работы учителя-логопеда Е.В. Бочаровой на 2015-2016 учебный год




2014 - 2015 учебный год

"Наши достижения", подготовила И.Г.Ковалдина

"Словарь образных средств языка", подготовила И.Г.Ковалдина

Логопедическое занятие "Фразеологизмы", подготовила И.Г.Ковалдина

"Фразеологизмы", подготовила И.Г.Ковалдина

Диагностика образных средств И.Г.Ковалдина в рамках проекта Педагогические находки

Вести с уроков фотоотчёт И.Г.Ковалдиной

Годовой план работы кабинета логопедии на 2014-2015 уч.год логопед И.Г.Ковалдина

Результаты проверки техники чтения в 1 полугодии 2014-2015 учебного года

Графики, диаграммы за 1 полугодие 2014-2015


2013 - 2014 учебный год

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Специальный комплекс упражнений для формирования правильного произношения свистящих звуков

Специальный комплекс упражнений для формирования правильного произношения свистящих звуков - 2

Развитие речевой активности учащихся с ограниченными возможностями здоровья посредством дидактических игр

Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционных школах VIII вида

Особенности речевого развития детей с интеллектуальной недостаточностью

Монологическая речь

Контакт логопеда с учителями, воспитателями, педагогом - психологом

Как встречают новый год в Англии


2012 - 2013 учебный год

Годовой план работы логопеда на 2012 - 2013,логопед И.Г.Ковалдина

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА логопеда Ковалдиной И.Г.

Формирование речевой деятельности на логопедических занятиях у учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Составила учитель-логопед Ковалдина И.Г.

Фронтальное занятие по логопедии в 6 классе.Тема: Антонимы. Подбор антонимов к тексту. Составила учитель-логопед Ковалдина И.Г.


Советы логопеда Екатерины Владимировны Бочаровой

Пятнадцать основных правил красивой речи.

Вам известно, что речь почти всегда предназначена

другому человеку, значит, говорить надо так, чтобы

вашему слушателю было понятно и интересно.

Правило 1. При разговоре необходимо придать телу удобную и свободную позу (мышцы шеи и плеч не напряжены, плечи отведены назад и располагаются на одном уровне).

Правило 2. Во время речи следует держаться естественно, желательно смотреть на собеседника.

Правило 3. Перед началом речи сделайте вдох (при вдохе не поднимайте плечи) и сразу же начинайте говорить на плавном выдохе, не торопясь, слитно.

Правило 4. Чётко артикулируйте, произносите гласные протяжно, делайте на них голосовую опору.

Правило 5. Согласные произносите легко, свободно, без напряжения.

Правило 6. В каждом слове выделяйте ударный гласный звук, произносите его громче и длительнее остальных гласных в этом слове.

Правило 7. Первое слово во фразе говорите тихо, низким голосом, немного медленнее обычного.

Правило 8. Длинные предложения делите на смысловые отрезки. Все слова внутри отрезка и короткие предложения произносите слитно, как одно длинное слово.

Правило 9. Чётко выдерживайте паузу в конце предложения и между его смысловыми отрезками.

Правило 10. Избегайте монотонности. Говорите выразительно.

Правило 11. Выдерживайте ровный, умеренный темп и ритм речи. Говорите уверенно и спокойно.

Правило 12. Не спешите с ответом. Сначала обдумайте высказывание.

Правило 13. При неудачах остановитесь, успокойтесь и продолжайте говорить более медленно, пока не почувствуете уверенность в речи.

Правило 14. Постоянно контролируйте себя: не делайте лишних движений руками, ногами, головой, туловищем.

Правило 15. Не преодолевайте напряжение дополнительным напряжением. При возникновении речевой запинки не следует преодолевать её ещё большим напряжением мускулатуры, так как это ведёт к увеличению длительности запинки и затрудняет процесс дальнейшего произношения.



Организация индивидуальных логопедических занятий

«Тренировка и ещё раз тренировка», девиз любого логопеда.

Индивидуальные занятия с логопедом обычно проходят 2 раза в неделю.

Длительность индивидуального логопедического занятия с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья, составляет от 15 до 20 минут (в соответствии с требованиями САНПИНа).

Для индивидуальных занятий с логопедом необходимо:

- тетрадь, которая является основным видом «документа» для взаимодействия логопеда – ребёнка – родителя. В тетради будут фиксироваться результаты занятий, материал, который изучали на занятии, а так же домашнее задание;

- настольное зеркало средних размеров, чтобы ребёнок мог видеть свою артикуляцию и артикуляцию логопеда;

- носовой платок (одноразовые платочки);

- влажные антибактерицидные салфетки;

- цветные карандаши;

- хорошее настроение

Закреплять полученные на логопедических знания и совершенствовать достигнутые речевые возможности, а также приобретать новые знания родителям необходимо ввести в ежедневную привычку, так как для достижения результата необходимо заниматься каждый день, следовать всем советам логопеда. Процесс коррекции речи сложен и порой очень длительный (зависит от сложности речевого дефекта) и напряжённый для всех его участников.

Наберитесь терпения, сил и доведите начатое дело до конца, ведь речь идёт о здоровье ВАШЕГО РЕБЁНКА.


Советы по организации логопедических занятий дома.

Любой речевой навык – это как танец,

который не выучишь с хореографом всего за два урока…

Для того, чтобы Ваши домашние логопедические занятия проходили как можно эффективнее и не были затруднительны для ребёнка, Вам следует придерживаться определённых правил в их организации и проведении.

- Все занятия должны проводится в игровой форме, иначе Вы можете наткнуться на упорное нежелание ребёнка заниматься.

- Создавайте эмоционально положительный фон.

- Отведите специальное место для проведения занятий, где ребёнку ничего не сможет помешать.

- Длительность занятия без перерыва должна быть не больше 15 – 20 минут (начинать надо с 3 – 5 минут).

- Занятия должны проводиться 2 – 3 раза в день; лучшее время для занятий – после завтрака и после дневного сна.

- Не заставляйте ребёнка заниматься, если он плохо себя чувствует или прибывает в плохом настроении.

- Объясняя что-то ребёнку, пользуйтесь наглядным материалом.

- Не употребляйте слов «неправильно, не получается», поддерживайте все начинания ребёнка, хвалите даже за незначительные успехи.

- Говорите с ними, не торопясь. Звуки и слова произносите чётко и ясно, глядя на ребёнка, чтобы он запоминал правильную артикуляцию, глядя на ваши губы (губы желательно накрасить яркой помадой). Непонятные для ребёнка слова, обороты, непременно объясняйте.

- Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: «А понятен ли ему ваш ответ?».

- Сезонные тематические занятия проводите в соответствующее время года.

Для повышения речевой грамотности больше читайте.

Давно и мудро сказано: «Можно научиться хорошо говорить, читая тех, кто хорошо писал».

Мама, обладая уникальной природной интуицией, даже не овладев специальными методиками, несомненно может быть для своего ребёнка проводником в бесценный мир понимания и общения.


Чтобы ребёнок писал грамотно, родителям необходимо выполнять следующие:

Чистота речи совершенствуется посредством чтения.

Письмо развивает искусство владения словом

Цицерон

- Почаще играть в сюжетно-ролевые, подвижные игры, в которых нужно соблюдать правила, таким образом ребёнок учится произвольно регулировать свои действия и поведение. А ведь именно произвольная регуляция лежит в основе грамотного письма.

- Почаще гулять с ребёнком. Во время прогулок мозг насыщается кислородом, улучшается его работоспособность. Что тоже очень полезно для успешного обучения.

- Привлекать ребёнка к занятию спортом или танцами. Спорт отлично учит произвольной регуляции, развивает моторику, внимание и скорость реакции. А глубокое дыхание во время тренировок насыщает подкорку кислородом.

- Занятие музыкой, в частности игра на фортепиано, развивает моторику рук и налаживает взаимодействие обоих полушарий мозга.

- Почаще массировать ребёнку шейную и затылочную область.

Японские учёные выяснили, что количество ошибок при письме уменьшается при насыщении воздуха запахами лаванды – на 20%, жасмина – на 25%, лимона – на 50%.

Выполняя все эти рекомендации в комплексе и по отдельности вы заметите как немедленно всё отразится наилучшим образом на письме и общей успеваемости в школе у вашего ребёнка.


Советы по развитию мускулатуры рта

Тренируем «речевые мышцы».

Работающие мускулы – крепнут,

неработающие – засыпают,

неправильно работающие – разрушаются.

К. Лунк

Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, ещё и плохо едят. Это происходит из-за того, что неразвитые мускулы рта или у детей слабый мышечный тонус (дудеть и свистеть, имитировать звуки окружающего мира, сосать через соломинку);

Как правило, для данной категории детей целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата.

Для развитие мышц речевого аппарата (неспецифическое) ребёнку необходимо:

- жевать мясо (а не только сосиски и котлеты);

- жевать сырые овощи (редис, морковь, репа, турнепс);

- лизать языком с блюдца варенье, сметану, йогурт – для распластывания языка;

- чистить зубы, дёсны и язык – это приучает к инородному телу во рту, снижая

степень проявления рвотного рефлекса;

- полоскать рот;

- жевать боковыми зубами;

- сосать сухарики из хлеба, булки;

- лизать эскимо.

Поэтому обязательно заставляйте ребёнка жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развивать мышцы щёк и языка, учите ребёнка надувать щёки и удерживать воздух, «перекатывая» его из одной щеки в другую, покажите как полоскать рот.


Как разговорить молчуна?

Какой бы ни был длинный путь, всегда он начинается с первого шага.

Восточная мудрость.

Аутист отказывается от человеческой речи, но не от воспроизведения звуков.

- Звукоподражание – это самый короткий путь, чтобы добраться до речи аутиста, а звукоподражание вызываем при помощи пантомимо, так как аутисты легко персефецируют себя в звериный образ по этому в работе над звукоподражанием мы и разыгрываем пантомим, тем самым попутно идёт социализация ребёнка с аутичностью (потому как он косвенно входит с вами в контакт, например: вы кошка, а он собака, но учтите – долго не сидим на одном персонаже, если он станет любимым, то его исключаем, а то есть шанс, что ребёнок может перенести его образ к себе.

- Необходимо найти хитрый способ, чтобы аутичный ребёнок издал звук (кладём его на диван, щекочем по рёбрам, заводим: сейчас я с тобой знаешь, что сделаю?!). Пытаемся вызвать звуки через смех, показывая как происходит смех (трясём ему грудную клетку).

- Упражнения для губ, предлагаем выполнить, предварительно рассмешив, либо предложим поцеловать себя в зеркало (аутисты обнюхивают и лижут его).

- Если не удаётся открыть аутичному ребёнку рот с помощью рук и по подражанию, то опираемся на произвольные действия, даём ему яблоко или конфету и он открывает рот, берём яблоко и даём ему зеркало. Когда непроизвольные движения у ребёнка удаются, формируем движения артикуляционного аппарата, даём комплекс артикуляционной гимнастики.

- Аутичные дети с большой охотой угадывают, что вы ему говорите беззвучно.

- В работе с аутистами используем речь через посредников, даём ему игрушку, себе игрушку и общаемся от лица игрушки.

- Привлекаем к занятиям с аутистом, ребёнка помошника или двух детей, для того что бы вызывать произношение звуков, через общения с ними.

- Формируем жестикуляцию в большом объёме (жестовую речь).

- Весёлое лицо при работе с аутистами обязательно!

Помните: Аутизм стабильная картинка, аутиста можно научить, но он всё равно останется на том уровне развития, который у него присутствует.


Развитие правильных речевых навыков

Для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения дошкольников в детском саду и закрепления полученных навыков дома. Поэтому родителям необходимо придерживаться ряда правил:

1. Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической и грамматической сторон детской речи.

2. Наполнить повседневную жизнь детей грамотным речевым общением, а именно:

  • · посредством называния окружающих предметов и явлений развивать предметный словарь (например: это мяч, это шапка и т. д.);
  • · в собственной речи четко проговаривать окончания слов, дать ребенку возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т. д. (например: это книга; нет книги; ищу книгу; думаю о книге; рисую книгу. Коля рисовал, а Даша рисовала и т. д.);
  • · обращать внимание детей на смыслообразующие элементы речевой системы – глаголы, на примерах из повседневной жизни учить детей дифференцировать их по смыслу (например, соответственно: встал, лег, зашил дырку, пришил пуговицу, вышил цветок и т. д.);
  • · привлекать внимание детей к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов в контекстной речи и изолированно (например, положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спину т. д.);
  • · совершенствовать грамматический строй речи, используя речевые игры (например, игра «У меня зелёное яблоко, а что у те6я…», желтое яблоко, синяя машина, 4 красных яблока, 6 красных яблок, 6 легковых машин, 6 воздушных шаров).

3. Обращать внимание ребенка на процесс приготовления пищи, её качественный состав, продукты, из которых готовится блюдо (напpимep, как готовим: варим, жарим, печем, чистим; вкусовые качества: вкусная, сладкая, горькая, горячая, холодная; цвет: зеленый, жёлтый).

4. Важную роль в организации работы должны оказывать любимые игрушки ребенка. Неоценима их роль в развитии ребенка, в том числе в формировании связной речи. Составление коротких предложений, их распространение, составление из них маленьких рассказов, в том числе и рассказов-описаний о любимой игрушке, принесут большое удовольствие ее обладателю – ребенку.

5. Важно, чтобы вся вышеизложенная работа происходила на высоком эмоциональном подъеме ребенка и исподволь, ненавязчиво, в игровой форме позволяла ему овладевать сложной структурой родной речи.

6. Родители должны учитывать, что реакция ребенка может быть различной: то быстрой, то слишком медленной, то чрезмерно веселой, бурной, то очень унылой. Это не должно отталкивать родителей от дальнейшей работы. Наоборот, учитывая особенности своего ребенка, привлекая родительскую интуицию и желание помочь, родители могут сделать все, чтобы их ребенок преодолел речевые затруднения.


Что делать по дороге в гости?

Дети будут помнить вас не за те материальные блага, которыми вы их обеспечили, а за ощущение того, что вы о них заботились.

Ричард Л. Эванс

Вы идёте в гости, к бабушке, на праздник. Почему бы по дороге Вам не поиграть?

Итак, вы вышли из дома …

1. Лексические и логические упражнения.

а) Беседа.

– Куда мы идем?

б) – Мы идём в гости. Что такое «гости»?

– Кто ты бабушке? (Я бабушке внук.)

– А кто я бабушке? (Ты бабушке дочь.)

– Кем приходится бабушке дедушка? (Дедушка – бабушкин муж и т. д.)

Вопросы надо задавать в хорошем темпе. Чтобы ребёнок чувствовал азарт игры.

в) Назвать предмет и сказать, на какой звук начинается слово.

– А я вижу машину. Первый звук – «м»… И т. д. Или называть всё определённого цвета (формы). Кстати, это хорошее упражнение для затормаживания возбуждённого расшалившегося ребёнка. Можно предложить игру: один говорит слово, другой составляет с ним предложение; один слово – другой определение к нему или действие.

2. Упражнение на развитие воображения и фразовой речи.

а) – Представь, во что будет одета бабушка (дедушка).

– Кто ещё к ней придёт?

– Кто где сядет за столом?

– Что же приготовит нам бабушка?

– Сколько тарелок будет стоять на столе?

– Какая посуда есть у бабушки?

– Что тебе у неё дома нравится?

б) Лексические игры.

– Давай поиграем. Я буду называть простое слово, а ты его будешь превращать в ласковое, нежное слово: чашка – чашечка, пирог – пирожок, суп – супчик, блюдце – блюдечко.

в) Закончи предложение:

На столе стояли большие, красивые… Стол был накрыт белоснежной… Около стола стояли высокие… Диван был накрыт… Около кресла…

После гостей

1. Упражнение на развитие памяти и речи.

– Назови людей, которые сидели за столом.

– Опиши одежду тёти.

– Вспомни, какое блюдо подавали в начале праздника, какое затем…

2. Упражнение на воображение.

– Что бы ты изменил в празднике? Как бы ты украсил комнату, стол?

– Как бы ты закончил праздник?


Советы для развития чёткой артикуляции

«Самое важное в искусстве речи – это,

во – первых, произнесение,

во – вторых, произнесение,

и, в – третьих, произнесение».

Демосфен.

Русский язык по артикуляции (то есть, по произношению) – один из красивейших языков мира. Русский язык – чёткий, чистый, звучный. И главное, удобный для произношения.

Насколько удобен и красив наш язык в произношении, настолько же глубок и богат оттенками, переливами, смысловыми значениями.

Конечно, «звуков – то много – тридцать один!» - сказал всем известный логопед из фильма. Но звуки сильно различаются по значению для речи человека.

Все основные звуки русского языка сосредоточены на кончике языка или в его передней части. Нет межзубных звуков, звуков, уходящих в глубину рта, нет горловых звуков.

Дефектные звуки портят внешность, тембр голоса:

- Искажаются черты лица: ведь язык, губы (органы артикуляции) действуют неверно.

- А при горловом звуке [ Р ] (когда рычит горло) или таком же горловом [ Л ] меняется и тембр голоса.

Поэтому у человека избавившегося от горлового [ Р ] или [ Л ] , тембр голоса становится красивее и чище. Кроме того, если долго говорить, то горло не устаёт и не даёт неприятных ощущений – ведь оно полностью свободно.

Так вот, плохие (дефектные) звуки [ Р ] и [ Л ] – наиболее искажают речь, а правильные, украшают нашу речь необыкновенно, делают её чистой и музыкальной.

Не секрет, что хорошая дикция основывается на этих звуках.

- Неверные шипящие [ Ш, Ж, Ч, Щ ] или свистящие [ С, З, Ц ] звуки делают речь похожей на детскую и мало того, что делают звучание речи загрязнённым и малоприятным, да ёще очень портят внешность человека.

- Человек с дефектной речью говорит тихо, смущаясь. То есть бормочет.

Представляете, насколько человек с плохой дикцией проигрывает в глазах окружающих из – за всего перечисленного! Но, главное – с древности известен ещё и психологический фактор: Ваш собеседник уже на подсознательном уровне плохо воспринимает речь с дефектным звуком.

Представляете? Ещё толком не расслышал, а уже оттолкнул! Просто пропустил мимо ушей…

И я уже не говорю об эстетическом восприятии речи с плохим звуком или звуками. Внешность этого человека теряет слишком много.

Пусть Ваша речь будет чёткой, яркой и убедительной!

Страничка логопеда