Библиотека

                                                                                    План работы школьной библиотеки

                                                                                             на 2017-2018 учебный год

Вводная часть.

Задачи школьной библиотеки:

- Обеспечение участникам образовательного процесса – обучающимся, педагогам, родителям – доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов школы.

- Воспитание культурного и гражданского самосознания, содействие в социализации обучающихся, развитии их творческого потенциала.

- Накопление собственного банка методических разработок.

Направления деятельности библиотеки:

- Оказание консультационной методической помощи педагогам, родителям, учащимся в получении информации.

- Создание условий учащимся, учителям и родителям для чтения книг, периодики.

Основные функции библиотеки:

Образовательная – поддержка и обеспечение образовательных целей, сформированных в концепции школы и в школьной программе.

Информационная – предоставление возможности использования информации вне зависимости от её вида, формата и носителя.

Культурная – организация мероприятий, воспитывающих культурное и социальное самосознание, содействующих эмоциональному развитию учащихся.

Работа с читателями.

п/п

Содержание работы

Срок

исполнения


Индивидуальная работа


1.

Обслуживание читателей на абонементе

Постоянно

2.

Обслуживание читателей в читальном зале

Постоянно

3.

Рекомендательные беседы при выдаче книг

Постоянно

4.

Беседы о прочитанном.

Постоянно

5.

Рекомендательные беседы о новых книгах, энциклопедиях и журналах, поступивших в библиотеку.

По мере

поступления

6.

Выставка новинок книг «Внимание, новинка!»

По мере

поступления


Работа с педагогическим коллективом


1.

Информирование учителей о новой учебной и методической литературе, педагогических журналах и газетах /беседы-обзоры, МО учителей/

По мере

необходимости

2.

Консультационно-информационная работа с МО учителей-предметников, направленная на оптимальный выбор учебников в новом учебном году

Декабрь

3.

Оказание помощи в поиске информации педколлективу.

По требованию


Работа с учащимися школы.


1.

Обслуживание учащихся школы согласно расписанию работы библиотеки

Постоянно

2.

При выдаче литературы в пользование знакомить (под роспись) с «Ответственностью за причиненный ущерб книге, учебнику, журналу и другим носителям информации», с правилами поведения в библиотеке, с культурой чтения книг и журналов.

По мере

необходимости

3.

Просмотр читательских формуляров с целью выявления задолжников (результаты сообщать классному руководителю, беседы с задолжниками).

Раз в четверть

4.

Рекомендация литературы и периодики согласно возрасту читателя.

Постоянно


Основы информационной культуры


1-2 кл.

- Первое посещение библиотеки. Путешествие по библиотеке.

- Как познакомиться с книгой. Первичные понятия об элементах книги: обложка, иллюстрация.

- Громкие чтения. Стихи А. Л. Барто

- Моя первая книжка. Путешествие по русским народным сказкам.

Сентябрь

Ноябрь

Январь

Апрель

4 кл.

Знакомство с книгой. Структура книги. Правила и умения обращаться с книгой.

Знакомство с библиотекой. Роль и назначение библиотеки.

Понятие абонемент, читальный зал.

Как читатькнигу (ПроизведенияЭ. Успенский). Медиаурок.

Бережное отношение к книге. Как починить книгу.

Сентябрь

Ноябрь

Январь

Май

3 кл.

- Правила и умения обращаться с книгой. Формирование у детей бережного обращения с книгой.

- Знакомство с библиотекой. Роль и назначение библиотеки.

- Понятие абонемент, читальный зал.

- Как читатькнигу (ПроизведенияС.К. Козлова).Медиаурок.

- Какпочинитькнигу.

Ноябрь

Ноябрь

Январь

Май

5 кл.

- «Читателю о книге. Обращение с книгой

- Структура книги. Внешнее и внутреннее оформление книги.

- Книги о животных. Автор + художник.

- Кириллица. Изготовление книжки-малышки своими руками.

Октябрь

Декабрь

Февраль

Май

6 кл.

- «Из чего состоит книга»

- Серия «Хочу все знать» (стеклянное чудо-история возникновения елочной игрушки)

- Периодические издания в школьной библиотеке. Медиаурок.

- Книги об искусстве.

Сентябрь

Декабрь

Март

Апрель

7 «б»

кл.

- «Выбор книг в библиотеке»

- «Открой свою тайну обложка» (беседа с элементами громкого чтения – Р. Погодин «Где ты, где ты…»)

- Детские периодическиеиздания.

Октябрь

Декабрь

Март

7 кл.

- «Выбор книг в библиотеке»

- Информация вокруг нас. Информационные запросы.

- Художники – иллюстраторы детских книг.

- Возникновениеписьменности.

Октябрь

Декабрь

Февраль

Апрель

8 кл.

- Книга, как предмет искусства.

- Записи о прочитанном. «Уроки душевной щедрости». Отзыв.

- Книги о природе и технике.

- Книжку нам найти помог «Алфавитный каталог».

Октябрь

Декабрь

Март

Апрель

9 кл.

- Справочная литература. Типы справочной литературы (энциклопедии)

- Методы самостоятельной работы с книгой. Поиск и обработка информации при самостоятельной работе.

- Словари.

- «Выбор книг в библиотеке»

Октябрь

Ноябрь

Март

Апрель

10 кл.

- Поиск литературы в фонде.

- «Книги эти, обо всем на свете»

- Книга, как предмет искусства.

- Поиск информации в универсальных энциклопедиях.

Сентябрь

Ноябрь

Март

Апрель


Массовая работа


1.

Выставка учебных изданий и материалов к предметным неделям.

По мере

проведения

2.

Выставки к юбилеям писателей и поэтов:

-225 лет со дня рождения С.Т.Аксакова

-195 лет со дня рождения русского писателя Ф.М.Достоевского

-215 лет со дня рождения русского писателя и этнографа В.И.Даля (1801 г)

-195 лет со дня рождения русского поэта Н.А.Некрасова (1821г.)

-250 лет со дня рождения историка и писателя Н.М.Карамзина

-120 лет со дня рождения Е.Л.Шварца

-115 лет со дня рождения Е.И.Чарушина

-120 лет со дня рождения Г.К.Жукова

-135 лет со дня рождения А.А.Милна

-110 лет со дня рождения В.П.Беляева

-135 лет со дня рождения К.И.Чуковского

-115 лет со дня рождения В.А.Аверина

-110 лет со дня рождения З.И.Воскресенской

-115 лет со дня рождения А.Маршала

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

март

апрель

май

3.

Выставки к красным датам календаря:

День знаний

День учителя

Международный день школьных библиотек;

День матери

Международный день прав человека

Международный день кино

День героев Отечества

Новогодний праздник

День памяти юного героя-антифашиста

День памяти А.С.Пушкина

День защитника Отечества

Международный женский день

Международный день птиц

Всемирный день поэзии

Всемирный день животных

Всемирный день здоровья

День космонавтики

День Победы

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

декабрь

Январь

Февраль

10 февраля

Февраль

Март

Апрель

Март

Октябрь

апрель

апрель

май

4.

В помощь социализации личности:

Воспитание здорового образа жизни:

*Книжная выставка «Быть здоровым – много знать о здоровье».

*Пополнение картотеки о здоровом образе жизни.

Ко Дню здоровья

В течение года


Нравственное и эстетическое воспитание:

Ко Дню учителя:

- подборка материалов и сценариев;

- Книжная выставка «Здравствуй, школа!» с новинками учебной и методической литературы

Международный день распространения грамотности

Международный день школьных библиотек

Международный день кино

-беседа « Классика на экране»

К Новому году:

- тематическая выставка

- подборка материалов: сценарии, стихи, поделки и прочее.

День детского кино:

-беседа «Эти милые мультяшки»

Ко Дню защитников Отечества:

- книжная и тематическая выставки с обзором;

К 8 марта:

- тематическая выставка

- книжная выставка, стихи о маме

К международному Дню Земли:

- тематическая выставка;

День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище)

-тематическая выставка;

Неделя детской книги:

-«Книжкины именины» тематическая выставка книг юбиляров

-Литературный час «Жизнь моя – мои книги» писатель-художник Е.И.Чарушин.

-Внеклассное занятие «Дедушка Корней»к юбилею К.И.Чуковского

-Викторина по произведениям К.Чуковского.

Ко Дню Победы:

- викторина;

- книжная выставка.

Сентябрь

Октябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

III.

Формирование библиотечного фонда



Работа с фондом учебной литературы:

1.Изучение состава фонда.

2. Комплектование фонда учебной литературы: работа с библиографическими изданиями/ прайс-листы, каталоги, тематические планы издательств, перечни учебников, рекомендованных Министерства Образования РФ.

3.Подготовка перечня учебников, планируемых к использованию в новом учебном году и его утверждение на МО учителей-предметников.

4.Формирование заказа на учебники и учебные пособия с учетом замечаний завучей и МО, итогов инвентаризации.

5.Приём и обработка поступивших учебников: запись в книгу суммарного учета; штемпелевание; оформление картотеки.

6.Составление отчетных документов, диагностика уровня обеспеченности учащихся учебниками.

7.Приём и выдача учебников учащимися на новый учебный год.

8.Информирование учителей и учащихся о новых поступлениях учебников и учебных пособий / устно и через выставки/.

9.Списание из фонда с учетом ветхости и изменения программы.

10.Проведение работы по сохранности учебного фонда/рейды по проверке состояния учебников по классам; ознакомление воспитателей и классных руководителей с ответственностью за умышленную порчу учебников/.

11.Работа с резервным фондом учебников: ведение учета, размещение на хранение, обмен с другими школьными библиотеками.

Работа с фондом художественной литературы:

1.Обеспечение свободного доступа к художественному фонду; фонду периодики; к фонду учебников (по требованию).

2. Выдача изданий читателям.

3. Соблюдение правильной расстановки фонда на стеллажах.

4. Систематическое наблюдение за своевременным возвратом в библиотеку.

5. Ведение работы по сохранности фонда.

6. Создание и поддержание комфортных условий для работы с читателями.

7. Работа по мелкому ремонту книг и учебников с привлечением актива и учащихся.

8. Периодическая чистка фонда с учетом ветхости и морального износа.

Комплектование фонда периодики:

1.Оформление подписки на 1-е полугодие

2.Оформление подписки на 2-е полугодие

Декабрь

Декабрь

Январь

Январь

По мере

поступления

Октябрь

Май, август – сентябрь

Сентябрь

Ноябрь-декабрь

2 раза в год

Сентябрь – октябрь

Постоянно

Постоянно

Постоянно

Конецкаждой четверти

Постоянно

Постоянно

По мере

необходимости 


сентябрь

апрель

IV.

Реклама библиотеки



1.Создание стиля библиотеки: эстетическое оформление; оформление выставок, разделителей через подборку цветовой композиции; разработать и изготовить экслибрис и визитную карточку библиотеки.

2. Реклама о деятельности библиотеки: устная – во время перемен, на классных часах, педагогических советах; наглядная – информационные объявления (афиши) о выставках и мероприятиях, проводимых в библиотеке.

3. Продолжить оформление альбома-копилки о деятельности школьной библиотеки. Создание «Гостевой книги», куда войдут отзывы и предложения о работе библиотеки.

4. Оформление выставки одного автора по писателям и поэтам – юбилярам.

5. Оформление выставок, посвященных книгам-юбилярам.

В течение года

По мере

необходимости

В течение года

По мере

необходимости 

По мере

необходимости

V.

Профессиональное развитие сотрудников.



  • Самообразование: чтение журналов «Школьная библиотека», «Читаем, учимся, играем» и др.; приказов, писем, инструкций о библиотечном деле.
  • Работа по самообразованию с использованием опыта лучших школьных библиотекарей: посещение семинаров, открытых мероприятий, индивидуальные консультации.
  • Регулярное повышение квалификации на курсах при ИПК.
  • Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий.

В течение года

В течение года

По мере

необходимости В течение года

                                                                                                  Познавательная игра «Грамматей-ка!»

                                                                                                            для учащихся 4-6 классов.

В сентябре 2016 года библиотекарем школы - интернат Т.Н.Тарасовой была проведена познавательная игра «Грамматей-ка!», с учениками 4 «а», 5 «а», 6  классов.

Цель: Активизировать познавательную деятельность учащихся посредством игры.

Мероприятие носило познавательный характер. Соперничали две команды «Знайки» и «Зазнайки».

Информация была подобрана с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся. В форме игры детям предлагалось выполнять ряд заданий по грамматике. Задания носили разнообразный характер, были направлены на развитие памяти, мышления, речи.

Учащиеся приняли активное участие в игре, а в конце мероприятия дети получили небольшие подарки.



Школьные тематические выставки

11 ноября в школьной библиотеке были оформлены тематические выставки посвящённые дню рождения двух замечательных людей: Достоевскому Ф.М.-195 лет, Чарушину Е.И.-115 лет.

Цель: развитие интереса к чтению и книге, через знакомство детей с писателями и их творчеством


Акция  «Читаем всей семьёй»

Цель акции: Приобщение к чтению, формирование культуры чтения, использовать чтение как инструмент познания мира и самопознания.



Библиотечный час посвящённый творчеству Е.И.Чарушина.

Библиотекарем были прочитаны две истории про Томку. Дети ответили на поставленные вопросы по произведению. Учащиеся выбрали книги этого автора с книжной выставки, и каждый прочитал по рассказу.



​"В поисках золотого ключика​", литературная игра для учащихся с ограниченными возможностями здоровья 5-6 классов , библиотекарь Т.Н.Тарасова

​"Путешествие в страну «ЗДОРОВЬЕ» развлечение для учащихcя с ограниченными возможностями здоровья 1-4 классов , библиотекарь Т.Н.Тарасова

​​"Путешествие в страну «ЗДОРОВЬЕ» презентация развлечения для учащихcя с ограниченными возможностями здоровья 1-4 классов , библиотекарь Т.Н.Тарасова

​Приказ № 234-од от 31.08.2016 Об утверждении списка учебников на 2016-2017 учебный год​

Список учебной литературы допущенной Министерством образования Российской Федерации 2016 – 2017 учебный год

​Анализ работы школьной библиотеки за 2015-2016 учебный год.

​Анализ работы школьной библиотеки за 2014-2015 учебный год.